Особенности работы учителя-логопеда в рамках ПМПК
Учитывая особенности организации работы ПМПК(психолого-медико-педагогических комиссий), главная задача учителя-логопеда – участие в принятии коллегиального решения в выборе образовательного маршрута и преодоление необходимых специальных условий для ребенка сучетом сложности его речевых нарушений.
Следует отметить, что обследование ребенка происходит в условиях ограниченного времени, поэтому необходимо наблюдать за взаимодействием ребенка с другими членами комиссии, чтобы уловить значимую информацию для постановки собственного заключения. Возможна опора на заключение логопеда для ПМПК, который входит в консилиум образовательной организации. Но такое заключение носит лишь предварительную оценку речевого развития ребенка. При ознакомлении и рассмотрении всего пакета документов, логопедическое заключение для ПМПК ставится только после обследования ребенка, которое обладает своей специфичностью и выполняет определенные задачи:
1. Обнаружение наличия или отсутствия нарушений в речевом развитии ребенка.
2. Установление уровня речевого развития.
3. Определение первичности или вторичности речевых нарушений, особенно при диагностике детей с НОДА, РАС, сенсорных нарушениях.
4. Оценивание состояния фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи.
5. Изучение качественных характеристик чтения и письма.
6. Формулирование логопедического заключения в комплексе с оценкой познавательногоразвития ребенка и его уровня обучаемости.
7. Формулировка особого мнения о наличии и характеристики ОВЗ (ограниченных возможностей здоровья) и адекватной для образовательных потребностей ребенка АООП (адаптированной основной образовательной программы).
В первую очередь, необходимо установить доверительный контакт. Основным показателем уровня владения речевыми и языковыми средствами является их адекватность использования в ходе реального времени обследования и ситуации общения, а не в процессе предварительно отработанных заданий. Учитель-логопед оценивает уровень развития коммуникативных навыков, умение входить в контакт, отвечать на вопросы, вести диалоговую речь, в соответствии с возрастом ребенка.
Тяжесть проявления речевого дефекта определяется уровнем развития речи, то есть величиной разрыва между реальными показателями диагностики и возрастными нормативами. Например, если наличие лепетной речи и звукопроизношения у детей до трех лет рассматривается как задержка психоречевого развития, то у ребенка четырех лет такая речь будет ТНР (тяжелыми нарушением речи), коррекция которых требует специальных образовательных условий.
Так же качество развития речи определяет несформированность языковых средств (нарушение звукопроизношения, фонематического восприятия, лексико-грамматического строя речи), которая ведет к нарушению анализа, синтеза и классификации. Необходимо обратить внимание на состояние чтения и письма, выделяя специфические ошибки.
Характер неполноценности речевой деятельности, который определяется первичными заболеваниями (НОДА, РАС, сенсорные нарушения) не требует от учителя-логопеда дифференцированной диагностики, так как приоритет отдается клиническому диагнозу, который ставит врач-психиатр или профильный врач. Учитель-логопед характеризует только общее состояние речи ребенка для заключения ПМПК. Как правило, диагностируется несформированность языковых средств на фоне первичного дефекта.
У детей могут быть констатированы разные уровни речевого развития при общем недоразвитии речи или нарушениях, которые связаны с фонетико-фонематической стороной речи. Часто возникают трудности при дифференциации первичных речевых расстройств от ЗПР (задержки психического развития). Дети с ЗПР отличаются инертностью мыслительных функций, затруднениями в процессах запоминания и воспроизведения информации, не устойчивым вниманием, а такжестереотипностью и ригидностью эмоционально-волевой сферы.
В рамках логопедического обследования достаточно сложно дифференцировать сенсорную алалию от тяжелых речевых нарушений. При сенсорной алалии ребенок понимает и реагирует на инструкции, то есть необходимо наблюдать за моделью поведения ребенка.
При оценке состояния фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи и сформированности навыков чтения и письма учитель-логопед использует принцип последовательности от обследования экспрессивной языковой компетенции к импрессивной речи.
По итогам логопедического обследования и наблюдений за обследованием других членов ПМПК (педагога-психолога, учителя-логопеда и врача-психиатра), учитель-логопед заполняет протокол, где описывает качественное состояние речи, кратко формулирует выводы и ставит логопедическое заключение для ПМПК, коллегиально определяет специальные условия и дает рекомендации по образовательнойпрограмме, адекватной возможностям ребенка.